TES IV: Oblivion, Алхимия, Трактат об алхимии

Алхимия

Навык Алхимии в TES IV: Oblivion
Алхимия

Алхимия - одна из семи магических наук, знание основных принципов которой позволяет определять магические свойства ингредиентов и создавать из них зелья и яды, соединяя подобное с подобным.

Что такое ингредиенты? Это вещества по большей части органической природы, разлагаемые на простейшие составляющие магическими средствами, их можно собрать с растений, тел убитых существ, найти в различных контейнерах и помещениях, купить или же украсть (более подробная информация об этом представлена в таблице ингредиентов).

Обычно у каждого ингредиента есть четыре свойства (за исключением нескольких с одним), возможность их определения зависит исключительно от опыта алхимика. Новичок (алхимия менее 25) знает только первое из четырех алхимических свойств ингредиента, ученику (алхимия 25-49) известно о первых двух свойствах, специалисту (алхимия 50-74) доступны первые три свойства, эксперту (алхимия 75-99) открыты все четыре алхимических свойства ингредиента, мастер (алхимия 100) может создать зелье из одного ингредиента, при этом зелье будет обладать свойством только первого эффекта выбранного ингредиента.

Создание зелий

Создание зелий в TES IV: Oblivion
Окно создания зелий

Есть два способа использования ингредиентов в алхимии: травничество и приготовление зелий и ядов. Поедание ингредиента (травничество) позволяет высвободить его эссенцию (первый эффект) и на себе испытать ее воздействие, непродолжительное и весьма слабое. Подобные испытания увеличивают опыт алхимии на 0.5 пункта за каждый съеденный ингредиент. Гораздо больших результатов можно достичь при создании зелий - сочетая два, три или четыре ингредиента с одинаковыми свойствами, опытный алхимик получает очень действенные эликсиры и яды. За каждое приготовленное зелье опыт алхимии увеличивается на 5.0 пунктов (независимо от количества использованных ингредиентов). Окно создания зелий открывается при клике ЛКМ на любом из алхимических аппаратов, имеющихся в инвентаре.

Полученное зелье может обладать несколькими эффектами (до восьми), в зависимости от исходных ингредиентов, и вполне возможно не все из них будут оказывать положительное воздействие. Если же все эффекты вредоносны, то созданное зелье является ядом.

При увеличении опыта алхимии и открывании новых эффектов ингредиентов может случиться так, что зелье, приготовленное по старому проверенному рецепту, оказывается вдруг отягощенным негативным эффектом - что разумеется печально, но гораздо хуже ситуация, когда при создании яда проявляется вдруг ранее невиданное положительное свойство.

Аппараты

Для приготовления зелий (измельчения и смешивания ингредиентов) необходимо наличие ступки и пестика - и это единственный необходимый аппарат. Наличие других аппаратов (реторты, кальцинатора и перегонного куба) - желательно для улучшения качества зелий. Из них:

Существуют следующие разновидности аппаратов, применение которых отражается на качестве зелья в виде получаемых числовых значений величин эффектов, их длительности и стоимости зелья (в процентах от возможных значений при данном уровне навыка Алхимии):

Уровень аппаратов Качество зелий
Новичок 10%
Ученик 25%
Специалист 50%
Эксперт 75%
Мастер 100%

Подробно о влиянии всех аппаратов в цифровых выражениях можно посмотреть в приложении.

Где достать аппараты? В отделениях ГМ, в фортах, руинах и пещерах фиксированно размещены всегда аппараты уровня Новичка, но в нескольких местах в виде исключения есть аппараты Ученика. В зависимости от уровня героя, аппараты возможно купить у торговцев-алхимиков или найти в определенных контейнерах (с 25% или 10% вероятностью появления аппаратов в них) в некромантских и чародейских фортах, руинах и пещерах, также во вратах Обливиона. Ниже приведены данные из CS, начиная с какого уровня героя можно купить или найти разные аппараты:

Уровень аппаратов Торговцы-алхимики Форты, руины, пещеры, врата Обливиона
Новичок 1 1
Ученик 6 5
Специалист 14 9
Эксперт 18 13
Мастер нет в продаже 17

Места, где есть контейнеры с 25% вероятностью нахождения аппаратов:

Навык Алхимии

Кроме качества аппаратов на создаваемые зелья влияет только величина навыка Алхимии, причем его повышение свыше 100 любыми способами смысла не имеет. Интеллект, управляющий Алхимией, на зелья никак не влияет и какие именно использовать ингредиенты - безразлично, ингредиенты важны только для расчета веса зелья, о чем речь ниже.

Увеличение навыка с помощью заклинания Повышение: Алхимия (Fortify Alchemy) или с помощью вещей, зачарованных на повышение этого навыка, никак не отражается на создаваемых зельях. Есть единственное исключение - временное повышение навыка Алхимии на 15 единиц, происходящее в алхимической лаборатории из официального плагина Башня Волшебника (Wizard's Tower), учитывается при создании зелий. Также действенным оказывается неявное повышение Алхимии через увеличение атрибута Удачи (заклинаниями, зельями или зачарованными вещами), которое можно вычислить по формуле, приведенной на UESPWiki -

SkillModifiedByLuck = SkillInQuestion + 0.4 * (Luck - 50)

где SkillModifiedByLuck - значение навыка, измененного Удачей, SkillInQuestion - текущее значение навыка, Luck - значение атрибута Удачи.

О расчете величин эффектов и их длительности в создаваемых зельях более подробно можно посмотреть в приложении.

Вес создаваемых зелий

Вес зелий вычисляется как среднее арифметическое - общий вес использованных компонентов делится на их количество. В инвентаре вес указывается в целых числах с отбрасыванием дробной части, а если вес оказался меньшим 1 фунта - то в виде дроби с отбрасыванием всех знаков после первого десятичного.

Любое идентичное зелье (сделанное при одном значении навыка алхимии и на тех же аппаратах), будет иметь тот же вес, что и зелье с тем же наименованием, с тем же списком эффектов, с той же величиной и длительностью каждого эффекта. Например, став Учеником, можно сделать первым зелье с эффектом Перышка (Feather) из Семян льна (Flax Seeds) и Кекса (Sweetcake) с весом 0.2 фунта, если следующим сделать такое же зелье из Семян льна (Flax Seeds) и Оленины (Venison), то будет весить и это зелье тоже 0.2, несмотря на то, что вес его должен быть равен 1. Если же сделать зелья из этих ингредиентов в другой последовательности, то возникает неприятная ситуация, когда в инвентаре может оказаться много тяжелых зелий. Это можно исправить дождавшись повышения навыка на единицу, поменяв аппараты или название зелья.

Стоимость созданных зелий

Стоимость зелий определяется только значением навыка Алхимии (с учетом величины Удачи) и качеством ступки (т.е. с прибавкой к навыку эффекта ступки, что составляет 25 единиц в случае мастерской ступки, для остальных - в процентном соотношении) с коэффициентом 0.45:

(fPotionMortPestleMult 0.25) (fPotionGoldValueMult 0.45)
Стоимость зелья = (SkillAlchemyModifiedByLuck + MortPestleQuality*25) * 0.45

где SkillAlchemyModifiedByLuck - значение навыка Алхимии, измененного Удачей, MortPestleQuality - качество ступки.

Поскольку в расчете учитывается величина навыка от 5 до 100, то стоимость будет в пределах от 3 до 56 септимов. Цены всегда указываются в целых числах с отбрасыванием дробной части, причем для расчета стоимости зелья характерна та же ситуация, что и описанная выше для веса.

Действие эффектов зелий и ядов

Выпить зелий возможно единомоментно до четырех, следующее можно пить только по истечении действия одного из ранее принятых. На использование ядов такого ограничения нет.

Эффекты Повреждение (Damage) и Восстановление (Restore) действуют в указанной величине каждую секунду длительности зелья, яда, и в итоге суммируются. Понижение (Drain) и Повышение (Fortify) уменьшают и увеличивают здоровье, магию, атрибут на указанную величину и время, после чего все значения возвращаются к прежним. Точно так же работают эффекты Сопротивление (Resist) и Щит (Shield).

Действие ядов на цель может быть усилено за счет правильного применения уязвимостей или ослаблено из-за наличия определенных способностей. Если у цели присутствует способность Сопротивление ядам (Resist Poison), то действие любых эффектов ядов в процентном отношении ослабляется (величина урона округляется до целого с отбрасыванием дробной части), то же справедливо для элементальных защит вроде Сопротивления огню (Resist Fire) в случае применения ядов с соответствующими элементальными уронами. Способность Сопротивление магии (Resist Magic) также ослабляет действие всех эффектов ядов, кроме элементальных уронов, то есть яд с эффектом Урон огнем (Fire Damage) на цель с такой способностью подействует в полной величине.

Усилить действие яда возможно, если предварительно удару отравленного оружия на цель скастовать заклинание Уязвимость к яду (Weakness to Poison) на несколько секунд - оно усиливает действие любых эффектов яда, аналогично для элементальных уязвимостей и ядов. Эффект Уязвимость к магии (Weakness to Magic) усиливает действие всех эффектов яда, кроме элементальных уронов - Урон огнем (Fire Damage), Урон холодом (Frost Damage), Урон электричеством (Shock Damage).