Fallout 3, Навыки персонажа
Навыки персонажа
Значения навыков персонажа в Fallout 3 определяются величинами основных атрибутов по формуле (подробнее см. здесь):
Навык = 2 + (Управляющий атрибут * 2) + Удача / 2 (с округлением в большую сторону)
Во время обучения вы выберете три навыка и добавите к каждому из них по 15 единиц (призовые), впоследствии вы сможете повышать любые навыки, распределяя очки при переходах на новые уровни, кроме того, имеются следующие возможности:
- для постоянного увеличения навыков:
- 10 пупсов, дающие +10 к каждому из навыков, и 10 пупсов, увеличивающие на +1 каждый из атрибутов S.P.E.C.I.A.L. (где искать пупсы см. здесь),
- книги навыков (примерно по 25 штук каждого наименования),
- повышение атрибутов с помощью перка Интенсивная тренировка (Intense Training), а также квестовых перков Муравьиная сила (Ant Might) или Муравьиный глаз (Ant Sight),
- подарок веточки Ивы (квест Оазис) - медвежий амулет, + 10 к красноречию.
- для временного увеличения навыков:
- на время экипировки персонажем особенных вещей и брони, также нахождения в инвентаре определенных предметов, повышающих атрибуты (счастливый бильярдный шар Динамита),
- на время действия эффектов алкогольных напитков и химических средств.
Прокачать все навыки до 100 не так уж и сложно, поскольку необходимо развить их только до 40, а остальное можно добирать с помощью книг навыков (+50 в идеале) и пупсов (+10). Еще можно воспользоваться глюком с респавнящимися через каждые 73 игровые часа рейдером-боссом в восточном офисе развалин Бетесды (книга "Армия США: 30 рецептов зажигат.смесей") и ученым-энтомологом в Шейлбриджских туннелях (книга "Наука для всех").
Бартер (Barter)
- Управляющий атрибут - Харизма (Charisma).
- Обучающая книга - "Торговец из Джанктауна. Рассказы" (Tales of a Junktown Jerky Vendor).
Величина бартера влияет на стоимость, за которую ваш герой сможет покупать или продавать предметы. Смысл прокачивания этого навыка сомнителен, поскольку в игре неизбежно наступает такой момент, когда крышки девать становится просто некуда; он может быть полезен слабым персонажам, которые не в состоянии унести много лута, а также в начале игры, во время явной нехватки наличности.
Вещи, повышающие бартер:
- Одежда вольного торговца (Roving Trader Outfit) +5,
- Головной убор вольного торговца (Roving Trader Hat) +5,
- Парик Баттона (Button's Wig) +5.
Величина бартера: | Продажная стоимость предмета, в % от СТО: | Покупная стоимость предмета, в % от СТО: |
---|---|---|
0 | 45 | 155 |
25 | 56 | 144 |
50 | 68 | 133 |
75 | 79 | 121 |
100 | 90 | 110 |
Суммы в крышках, за которые предмет может быть продан/куплен, определяются его базовой стоимостью (СТО, отображается внизу экрана Pip-Boy 3000 при рассмотрении выбранного предмета) и величиной навыка бартера по следующим формулам:
Продажная стоимость предмета = (0.45 + Бартер х 0.0045) х СТО х Модификатор
Покупная стоимость предмета = (1.55 - Бартер х 0.0045) х СТО х Модификатор
Модификатор, как правило, равен 1, но может повышаться или понижаться с шагом в 10%. Например, если вы нравитесь Харе (Gob), то он будет платить за товары в 1.2 раза больше и продавать их в 0.8 раз дешевле.
Примечание: Навык бартера не влияет на стоимость ремонта вещей у торговцев.
Примечание: Удачно пройденная часть квеста Мойры Браун по истории Ривет-Сити предоставит вашему герою дополнительную скидку в 10% у торговцев этого поселения.
Тяжелое оружие (Big Guns)
- Управляющий атрибут - Выносливость (Endurance).
- Обучающая книга - "Армия США: 30 рецептов зажиг.смесей" (U.S. Army: 30 Handy Flamethrower Recipes).
Этот навык определяет эффективность использования вашим персонажем тяжелого оружия (точность и наносимый ущерб), такого как: "Толстяк", гатлинг-лазер, гранатомет, миниган, огнемет, ракетка (самоделка). Тяжелое оружие на ранних уровнях встречается очень редко, а боеприпасы к нему вообще нечасто попадаются (за исключением 5мм патронов для миниганов), поэтому поначалу будет проще всего приобрести у Мойры Браун в Мегатонне схему ракетки и стрелять во врагов разным хламом, также можно продвинуться по главной квестовой линии и прихватить "Толстяка" у здания радио "Новости Галактики".
Вещи, дающие прибавку к тяжелому оружию:
- Шлем рейдеров-взрывников (Raider Blastmaster Helmet) +5,
- Щиток сварщика (Torcher's Mask) +5,
- Силовая броня Клена (Linden's Outcast Power Armor) +5.
Энергооружие (Energy weapons)
- Управляющий атрибут - Восприятие (Perception).
- Обучающая книга - "Никола Тесла и вы" (Nikola Tesla and You).
Данный навык определяет эффективность использования вашим персонажем энергетического оружия (точность и наносимый ущерб), такого как: лазерные и плазменные пистолеты, винтовки, бластер Чужих (Alien Blaster), огнестрел (Firelance), гипнотрон (Mesmetron), винтовка Гаусса (из оф.дополнения Operation: Anchorage) и др. Это оружие в основном является более точным и прочным по сравнению с обычным. С нахождением лазерных пистолетов (и боезапаса к ним) нет проблем даже на начальных уровнях, плазменное же оружие начнет в изобилии попадаться у солдат Анклава по мере продвижения главной квестовой линии.
Вещи, дающие прибавку к энергооружию:
- Бронекомбинезон Убежища 101 (Armored Vault 101 Jumpsuit) +5,
- Фуражка офицера Анклава (Enclave Officer Hat) +5,
- Униформа офицера Анклава (Enclave Officer Uniform) +5,
- Броня "Тесла" (Tesla Armor) +10.
Взрывчатка (Explosives)
- Управляющий атрибут - Восприятие (Perception).
- Обучающая книга - "В укрытие! Ложись!" (Duck and Cover!).
От величины этого навыка зависит урон, наносимый вашим персонажем всеми видами мин и гранат, дальность и точность броска гранатой, а также то, насколько близко персонаж сможет подойти к вражеской мине и разоружить ее кнопкой действия (E или другой установленной вами в настройках игры), прежде чем она взорвется. Есть забавные особенности: гранаты и мины можно подкладывать в режиме скрытности в штаны противников; брошенную гранату можно расстрелять в режиме V.A.T.S. в полете или прямо во вражеской руке, дабы она не причинила вреда вашему герою. Для обезвреживания взрывающихся ловушек требуется определенное значение навыка:
- 30 - подвешенные связки гранат,
- 45 - ловушки на компьютерах,
- 60 - начиненные взрывчаткой коляски.
Кроме того, для обезвреживания атомной бомбы в Мегатонне (квест "Сила атома") необходим навык взрывчатки не менее 25, а чтобы суметь снять ошейник с раба, надо быть очень опытным сапером.
Вещи, повышающие навык взрывчатки:
- Шлем рейдеров-взрывников (Raider Blastmaster Helmet) +5,
- Щиток сварщика (Torcher's Mask) +5,
- Кепка младшей лиги Такома-Парк (Takoma Park Little Leaguer Cap) +5.
Взлом (Lockpick)
- Управляющий атрибут - Восприятие (Perception).
- Обучающая книга - "Современные замки" (Tumblers Today).
Этот навык определяет какие замки на дверях, сундуках и ящиках ваш персонаж сможет открыть без ключа - очень простые (0-24%), простые (25%-49%), средние (50-74%), сложные (75%-99%) или очень сложные (100%). Так как в игре имеется очень много закрытых дверей, прокачивать данный навык стоит хотя бы из любопытства.
Взлом реализован в виде мини-игры: нужно провернуть замок отверткой (клавишами W, A, S, D) и одновременно мышью повернуть шпильку. Чем в более правильной позиции окажется шпилька, тем более провернется замок при нажатии отверткой до того, как шпилька сломается. Можно также попытаться выломать замок силой (вероятность удачного исхода зависит от величины взлома), однако если не получится, замок будет испорчен и откроется после этого только ключом.
Вещи, повышающие навык взлома:
- Рабочий комбинезон Убежища 101 (Vault 101 Utility Jumpsuit) +5.
Медицина (Medicine)
- Управляющий атрибут - Интеллект (Intelligence).
- Обучающая книга - "Терапевтический журнал округа Колумбия" (D.C. Journal of Internal Medicine).
От величины навыка медицины зависит количество очков здоровья, восстанавливаемых персонажем при использовании стимуляторов, а также эффективность рад-Х и антирадина (при навыке 100: стимулятор = 90 очков здоровья, рад-Х = 75% сопр.радиации, антирадин = -150 рад.).
Данный навык полезным может быть разве что на ранних уровнях, т.к. позволит сэкономить крышки на стимуляторах. Некоторые персонажи (например, док Черч из Мегатонны) могут рассказать кое-что интересное коллеге-медику, еще может потребоваться определенная величина навыка при прохождении квестов:
- от 30 - чтобы провести обследование в квесте "Узы Крови" (необязательно),
- от 40 - чтобы спасти Динамита в Большом Городе и получить в благодарность Счастливый шар 8,
- от 60 - чтобы разбудить Рейли в Разделочной, что в Подземелье под Историческим музеем (есть и другие варианты).
Вещи, повышающие навык медицины:
- Одежда врача Пустошей (Wasteland Doctor Fatigues) +5,
- Одежда хирурга Пустошей (Wasteland Surgeon Outfit) +5,
- Лабораторный халат хирурга (The Surgeon's Lab Coat) +10.
Холодное оружие (Melee weapons)
- Управляющий атрибут - Сила (Strength).
- Обучающая книга - "Грогнак-варвар" (Grognak the Barbarian).
Данный навык определяет эффективность применения вашим персонажем холодного оружия (наносимый ущерб), такого как: различные ножи, кувалды, китайские офицерские мечи, полицейские дубинки, свинцовые трубы, бейсбольные биты, шиш-кебаб и др. Холодное оружие можно использовать в режиме V.A.T.S., однако им нельзя атаковать какую-то конкретную часть тела противника, только в целом.
При выборе оружия ближнего боя не стоит слишком заостряться на величине урона, поскольку легким оружием (боевым ножом, например) можно нанести ударов за одно и то же время больше, чем тяжелым (кувалдой, например). По этой причине лучшим в этом классе считается шиш-кебаб, который в сочетании с перком Пироман становится еще более опасным.
Вещи, дающие прибавку к навыку холодного оружия:
- Комбинезон Убежища 77 (Vault 77 Jumpsuit) +5,
- Прикид Туннельных змей (Tunnel Snake Outfit) +5,
- Детская бейсболка (Kid's Baseball Cap) +5,
- Кепка младшей лиги Такома-Парк (Takoma Park Little Leaguer Cap) +5.
Ремонт (Repair)
- Управляющий атрибут - Интеллект (Intelligence).
- Обучающая книга - "Починка электроники" (Dean's Electronics).
Этот навык позволяет вашему персонажу содержать броню и оружие в хорошем состоянии, помимо того, чем больше его величина, тем лучше начальное состояние любого самодельного оружия. Ремонтировать вещи можно в меню Pip-Boy, выделив предмет и выбрав Ремонт (R), при наличии аналогичного предмета, который будет разобран на запчасти. Разбираемый предмет при этом полностью уничтожается, а степень восстановления ремонтируемого предмета определяется значением навыка.
Ремонт очень нужный навык, так как от состояния предмета зависит, насколько хорошо он работает и сколько стоит. Оружие в плохом состоянии становится менее точным и дальнобойным, вдобавок наносит меньше урона, а изношенная броня защищает хуже. Другие ситуации, когда сей навык может пригодиться:
- для ремонта протекающих труб в Мегатонне (от 30),
- во время прохождения квеста Спасение из Рая (от 40),
- при случайной встрече с торговцем с неисправным роботом (от 40),
- для обезвреживания ловушек - самовыстреливающих дробовиков (от 45),
- для отключения лазерных излучателей в Рэйвен-Роке (от 85).
Вещи, дающие прибавку к навыку ремонта:
- Комбинезон "РобКо" (RobCo Jumpsuit) +5,
- Комбинезон "Ред Рейсер" (Red Racer Jumpsuit) +5,
- Рабочий комбинезон Убежища 101 (Vault 101 Utility Jumpsuit) +5.
Наука (Science)
- Управляющий атрибут - Интеллект (Intelligence).
- Обучающая книга - "Наука для всех" (Big Book of Science).
Этот навык используется для взлома защищенных паролями компьютеров в игре, также он определяет вероятность удачного снятия рабского ошейника (наряду с навыком взрывчатки). Пароли бывает пяти уровней сложности: очень простой (15), легкий (25), средний (50), сложный (75) и очень сложный (100). Науку стоит развить до 100, так же как и взлом, однако в игре по большей части бывает проще взломать дверной замок заколкой, нежели открывать его же через терминал.
Хакерство реализовано в виде мини-игры: вы увидите на экране возможные пароли и наборы знаков, следует найти среди них верный. После каждой неудачной попытки вам покажут, сколько букв в выбранном слове стоит на тех же местах, что и в правильном пароле (например, 3/5 означает, что три из пяти букв слова стоят на тех же местах в пароле). На определение верного пароля дается четыре попытки, в случае неудачи компьютер будет заблокирован. Процесс можно прервать в любой момент нажатием клавиши E и начать его заново, но при этом пароль сменится и число попыток восстановится. Если вы найдете особые наборы символов - с открывающей и закрывающей скобкой в одной строке, между которыми могут быть другие символы или ничего - тогда у вас появится возможность убрать с экрана ложные пароли или восстановить число попыток без прерывания процесса.
Вещи, дающие прибавку к навыку науки:
- Костюм ученого Анклава (Enclave Scientist Outfit) +5,
- Халат ученого (Scientist Outfit) +5,
- Лабораторный халат хирурга (The Surgeon's Lab Coat) +5.
- Лабораторный халат Леско (Lesko's Lab Coat) +10.
Легкое оружие (Small Guns)
- Управляющий атрибут - Ловкость (Agility).
- Обучающая книга - "Пистолеты и пули" (Guns and Bullets).
Данный навык определяет эффективность использования вашим персонажем всех видов традиционного стрелкового оружия (точность и наносимый ущерб), такого как: 10-мм пистолет, 10-мм пистолет-пулемет, охотничье ружье, снайперская винтовка, штурмовая винтовка, боевой дробовик, китайский автомат и др. Легкое оружие в игре очень разнообразное, распространенное и достаточно убойное, поэтому экономить очки на этом навыке не стоит.
Вещи, дающие прибавку к навыку легкого оружия:
- Бронекомбинезон Убежища 101 (Armored Vault 101 Jumpsuit) +5,
- Плащ шерифа (Sheriff's Duster) +5,
- Грязный китайский комбинезон (Dirty Chinese Jumpsuit) +5,
- Боевая броня рейнджеров (Ranger Battle Armor) +10,
- Кожаная броня путешественника (Wanderer's Leather Armor) +10.
Скрытность (Sneak)
- Управляющий атрибут - Ловкость (Agility).
- Обучающая книга - "Боевой устав китайского спецназа" (Chinese Army: Spec. Ops. Training Manual).
Чем выше навык скрытности вашего персонажа, тем легче ему будет оставаться незамеченным или вытащить у кого-то из кармана что-то ценное, помимо этого, при удачной скрытной атаке автоматически засчитывается критическое попадание. Персонаж при переходе в состояние скрытности (левый Ctrl) пригибается, и вверху экрана вы увидите одно из четырех сообщений: [ВАС НЕ ВИДЯТ] - его никто не видит; [ВАС ОБНАРУЖИЛИ] - его кто-то заметил, но пока это не враг; [ВНИМАНИЕ] - его кто-то ищет; [ОПАСНОСТЬ] – враг рассекретил вашего персонажа. Способность скрываться зависит от следующих факторов (кроме величины навыка скрытности):
- Прямая видимость: у врага гораздо меньше шансов обнаружить персонажа, если он его не видит;
- Восприятие врага: некоторые противники оказываются недостаточно чуткими, чтобы заметить персонажа;
- Уровень освещенности: персонажа труднее заметить в темных углах или на улице ночью;
- Движение: обнаружить бегущего персонажа проще, нежели неподвижного;
- Вес снаряжения: тяжелое снаряжение гремит при движении;
- Звук: почти все холодное оружие бесшумно, а большие пушки производят много шума;
- Дополнительная маскировка: конечно же, стелс-бой или китайская стелс-броня не помешают! или хотя бы шляпа с полями...
Вещи, дающие прибавку к навыку скрытности:
- Шляпа с полями (Shady Hat) +5,
- Разведброня (Recon Armor) +5,
- Капюшон Сирени (Poplar's Hood) +10.
- Стелс-бой (Stealth Boy) +100 (при активации), стелс-поле +75.
Красноречие (Speech)
- Управляющий атрибут - Харизма (Charisma).
- Обучающая книга - "Ложь: учебник для конгрессмена" (Lying, Congressional Style).
Данный навык определяет, сможет ли ваш персонаж повлиять на собеседника во время разговора и получить доступ к информации, которая иначе осталась бы тайной - задачка на внушение, это реплики, перед которыми стоит нечто вроде [Красноречие 25%], где проценты означают вероятность успеха. Само собой, чем выше навык красноречия, тем больше эта вероятность. Если внушение провалится, то впоследствии убедить в чем-либо этого же НПС станет еще труднее.
Иногда в вариантах реплик будут встречаться слова без процентных значений (например, [Сила] или [Черная Вдова]), они становятся доступными благодаря высокому уровню одной из характеристик S.P.E.C.I.A.L. или какого-то навыка, или взятому перку. При выборе такой реплики успех гарантирован, в то время как для каждого внушения дается только одна попытка, поэтому, если процент вероятного успеха низок, а успех для вас важен, то вам стоит завершить диалог и попытаться заняться внушением попозже, подкачав навык речи.
Успех внушения линейно зависит от величины навыка красноречия (т.е. его удвоение удваивает вероятность успеха) и нелинейно от харизмы, согласно приведенной ниже таблицы:
Харизма: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Коэффициент: | 100% | 106% | 114% | 123% | 133% | 145% | 158% | 173% | 189% | 206% |
Вещи, дающие прибавку к навыку красноречия:
- Парик Баттона (Button's Wig) +5,
- Цилиндр Линкольна (Lincoln's Hat) +5,
- Грязный или засаленный довоенный деловой костюм (Dirty, Grimy Pre-War Businesswear) +5.
- Откровенная пижама (Naughty Nightwear) +10.
Без оружия (Unarmed)
- Управляющий атрибут - Выносливость (Endurance).
- Обучающая книга - "Кулачный бой в иллюстрациях" (Pugilism Illustrated).
Это навык, используемый для драк без оружия или с кастетами, включая силовые. Без оружия в режиме V.A.T.S. нельзя нацелиться на конкретные части тела противника, но чем выше навык, тем больше вероятность нанесения врагу удара по голове. Если вы изберете для своего персонажа стиль безоружного боя, то вам поневоле придется изучать медицину (поскольку при каждой атаке отнимается много здоровья) и повышать скрытность (для возможности нанесения критического урона).
Вещи, дающие прибавку к навыку безоружного боя:
- Комбинезон Убежища 77 (Vault 77 Jumpsuit) +5,
- Хоккейная маска (Hockey Mask) +5.